Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Экоферма РукоделЪ

Мы производим и продаём:

На базе экофермы РукоделЪ мы выращиваем фрукты и варим из них варенье:

www.вкусное-варенье.рф

В дубовых ёмкостях мы отжимаем кунжутное масло первого холодного отжима:

www.кунжутное-масло.рф

На сайте разместили переводы первоисточников, описывающие свойства кунжутного масла с позиции Аюрведы.

Наша ювелирная мастерская

Stodolskiy jewelry

Содержание

Применение трав в аюрведе

Опубликовано 02.05.2017

Для восстановления и поддержания ментального и физиологического здоровья, Аюрведа активно использует травы, специи, минералы, металлы и препараты на их основе. Предлагаю познакомиться с основными принципами работы с травами и назначением их различных свойств. 

  Общаясь с индийскими врачами, я получил подтверждение ранее полученной информации: на нас лучше воздействуют травы, которые произрастают в той же местности, где мы живём. Индийские травы хороши для индусов; нам нужно своё родное.

   Травы, выросшие в диких условиях, содержат больший энергетический потенциал (в несколько раз) по сравнению с травами, выращенными в садах и питомниках.

   Имеет значение время сбора; у каждой травы - свой период. При сборах учитывается сезон (время максимальной активности растения) и положение луны. Влияние луны на время сбора можно объяснить с физической точки зрения. От положения луны зависит прилив и отлив воды, соответственно, бывают периоды, когда жизненные соки растения сосредотачиваются в корнях или цветах.  

   Место сбора растения во многом будет определять его химический состав и, соответственно, вектор воздействия на человека. Например, пыль на автомобильных дорогах содержит в себе нефтесодержащие частицы от неполного сгорания топлива и стирания покрышек. Данная пыль осаждается на растениях вдоль дорог и потом будет составлять часть лекарства с неизвестным воздействием.

   Условия сушки и хранения так же влияют на сохранение полезных свойств растением. Например, большинство растений сохраняют свою силу при высушивании в тени; прямой солнечный свет разрушает часть активных компонентов растения.

   Сбор и приготовление препаратов из растений - ритуал, и аюрведа конкретно прописывает правила: кто готовит, в какое время, рецептура, состояние мыслей... В какой-то степени, некоторым правилам можно найти объяснение на физическом уровне. Наша мысленная и эмоциональная активность создают электромагнитные волны различных частот, которые в свою очередь способны менять структуру других элементов. Оборудование, измеряющее человеческое электромагнитное поле существует в рамках официальной науки. Простой пример воздействия ваших ментальных и эмоциональных излучений вы можете наблюдать на собственном опыте: возьмите две прозрачные ёмкости (50 мл достаточно) с чистой водой из одной бутылки; одну ёмкость поставьте рядом с собой во время просмотра агрессивного фильма, другую - во время просмотра доброй, душевной комедии. Заморозьте обе ёмкости и сравните рисунки, сформировавшиеся на поверхности льда. Рисунок будет отражать общую структуру воды, которая будет передаваться организму, который, в свою очередь, тоже состоит на 70-80% из воды. На организм воздействует как химический состав воды, так и её структура. Примеры воздействия на структуру воды подробно описаны в работах японского учёного Масару Эмото. 

   Аюрведа описывает разные способы приготовления растения для применения: горячий отвар, горячий и холодный настой, порошок, паста. Способ приготовления определяет свойства экстракта. Так же имеет значение материал посуды для приготовления и вид используемого тепла. В зависимости от зоны воздействия, экстракт принимают с соответствующей анупаной (проводником). Анупаной может быть вода, молоко, масло, мёд, сахар. Анупана выполняет функцию рейсового автобуса, доставляя лекарство в требуемую зону организма.

   На двух людей с одинаковыми признаками болезни, травы будут действовать по разному: кому -то поможет, а кому-то может ухудшить состояние. Это зависит, в первую очередь, от правильно выявленного корня заболевания (название болезни и причина заболевания - разные вещи) и конституции человека (пракрити на санскрите). У одинаковых симптомов (например, болит голова) могут быть принципиально разные причины. Многие медицинские рецепты, доступные на каждом шагу, могут применяться для лечения только в частных случаях; другими словами: применять эти рекомендации можно ограниченному числу людей и в определённых ситуациях. Например, сыроедение и голодание являются сильнодействующими процедурами, которые входят в арсенал аюрведы, и кому-то эти процедуры на самом деле могут спасти жизнь, а кому-то могут и сократить дни.

   «Нет вещей во вселенной, которые не являются лекарством, которые не могут быть использованы для многих целей и различными способами.» Astanga Hrdayam
Каждое растение или продукт питания рассматривается в Аюрведе с точки зрения тех свойств, которыми они обладают. Эти свойства растения передают нашему телу при использовании. Зная свойства дисбаланса в теле, мы можем находить недостающие нам качества в растениях. Так как, например, кашель может обладать различными свойствами (сухой или с мокротой), то нам нужно подбирать те свойства растений, которые будут уравновешивать наше состояние: сухой кашель нужно лечить увлажняющими свойствами, мокроту – осушать. Талантливый врач знает свойства веществ в окружающем мире и свойства болезней.
  Перед тем, как более подробно рассматривать различные свойства растений, нужно разобраться в природе их свойств.
Действие трав основывается на Rasa(вкусе), Virya (потенции), Vipaka (вкусе после переваривания). Каждое вещество состоит из пяти первоэлементов (эфир, ветер, огонь, земля, вода). Эфир отвечает за форму (внешний вид). Ветер делает вещество твёрдым. Огонь отвечает за развитие. В зависимости от преобладания первоэлемента, вещество будет обладать и переносить качества преобладающего элемента.
   Все шесть вкусов (Rasa) образованы пятью элементами. Каждое вещество обладает всеми вкусами и какой-то вкус будет преобладающим, второй по значимости вкус называется вторичным (Anu Rasa) и проявляется в конце переваривания пищи. 
Chedana (изгнание или выталкивание доши) и Upasamana (смягчение дош без возбуждения) – две важные функции вкусов. 

   Основываясь на классификации Astanga Samgraha, вещества с преобладанием элемента земли обладают качествами: 
Guru – тяжёлый, плотный;
Kathina – твёрдый, грубый, жесткий;
Visada – живой, яркий; 
Manda – медленный, вялый, инертный;
Sandra – твёрдый;
Sthula – большой;
Sthira – статичный, неподвижный;
В восприятии веществ доминирует запах.
Эти качества являются причиной развития и роста, тяжести, плотности, устойчивости.

Вещества с преобладанием элемента воды:
Drava – жидкий;
Snigdha – масляный, жирный;
Sita – холодный;
Guru – тяжелый;
Manda – медленный;
Sandra – плотный;
Sara – подвижный, изменчивый;
Mrdu - мягкий
Picchila – блестящий;
Вещества, обладающие качествами воды увлажняют, промасливают, способствуют выделениям в каналах тела, мягкости, удовлетворённости.

Огненные вещества обладают качествами:
Teeksna – проникновения;
Usna – горячий;
Ruksa – сухой;
Suksma – утончённый;
Laghu – лёгкий;
Visada - живой, яркий;
Эти качества производят огненные ощущения в теле, отвечают за переваривание, цвет и состояние кожи.

Субстанции с преобладанием ветра:
Ruksa – сухость;
Suksma – утончённый, едва различимый;
Laghu – лёгкий;
Visada - живой, яркий;
Vikasi – расслабленность;
Vyavayi – быстро распространяется по всему телу;
Sita – холодный;
Khara – грубый;
Преобладание свойств, воспринимаемых прикосновением.
Эти вещества осушают и облегчают тело. Способствуют слабости, Visada, переносят дхату по телу (движение крови в том числе). 

Преобладание эфира в веществах:
Mrdu – мягкий;
Suksma – утончённый;
Laghu – лёгкий;
Visada - живой, яркий;
Slaksna – тонкий, мелкий;
Vyavayi – быстро распространяется по телу и переваривается;
Vivikta – пустые пространства (например, полости органов);
Воспринимаются на слух.
Эти качества способствуют лёгкости, мягкости, открытию пор.
 
Цитата из Astanga Samgraha:
"Вещество (в данном случае растение) может не быть хорошим в одном месте, но тоже вещество может быть хорошим в другом месте в соответствии с использованием. Яд вреден для тела, но тот же яд, когда используется в микро дозах становится нектаром для тела. Вещества могут приносить вред, когда используются внутренне, и теже субстанции могут быть полезны во внешнем применении."
Среди трав, травы с доминированием огненных и ветреных качеств имеют свойство движения вверх. Огонь и воздух легки, огонь стремится вверх в соответствии со своей природой, воздух имеет всплывающие свойства.
Травы с преобладанием свойств земли и воды стремятся к движению вниз. Земля тяжела по своей натуре, вода всегда стекает вниз.
Травы, в которых равномерно проявлены огонь, воздух, земля и вода имеют качество движения вверх и вниз.
   Эти свойства используются аюрведой, в том числе, для воздействия на нужную зону тела. Например, если мы хотим передать какое-либо качество травы для воздействия на голову, то будем использовать в качестве проводника травы со свойством подниматься вверх. 
Травы, имеющие свойства Grahi (впитывания и поглощения), будут иметь доминирующим элемент воздуха. 
Свойства Deepana и Pacana (возжигать огонь пищеварения и переваривать) в основе имеют элемент огня. 
Свойства разрыхления проявляются у трав с преобладанием элементов огня и воздуха. 
Питательные травы Brmhana должны обладать свойствами земли и воды.

Вкусы Tikta-горький, Katu-острый, Kasaya-вяжущий осушают организм, являются причиной закупорок пота, мочи, фекалий, газов. (увлечение пищей данного вкуса приводит к непроходимости каналов)
Lavana-солёный, Kasaya-вяжущий, Madhura-сладкий обладают тяжёлыми свойствами и затрудняют пищеварение. (Для тех, у кого чрезмерно сильный огонь пищеварения данные вкусы будут оказывать положительный эффект. Людям со слабым пищеварением лучше поменьше использовать эти вкусы).
Amla-кислый, Katu-острый, Tikta-горький легки по своей природе и, следовательно, для переваривания.
Katu-острый, Amla-кислый, Lavana-солёный обладают горячим воздействием UsnaVirya.
Tikta-горький, Kasaya-вяжущий, Madhura-сладкий обладают охлаждающим воздействием Sita Virya. 
(эти знания можно также использовать, чтобы регулировать свой рацион питания в жаркое и холодное время).
   В разных источниках классификации немного отличаются друг от друга, но суть от этого не меняется. Так, например, Sarngadhara Samhita в веществах (травах) выделяет Rasa-вкус, Guna-качества, Virya-потенция, Vipaka-вкус после переваривания, Prabhava-особый эффект. В свою очередь, Astanga Samgraha говорит о действии трав на основе Rasa-вкус, Virya-потенция, Vipaka-вкус после переваривания; при этом даёт определение Prabhava, как особый общий эффект от воздействия вещества и даёт определение Virya (потенция): «среди Rasa-вкусы, Vipaka , Gunas-качества, Gunas (которых 20 штук) считаются наиболее мощными и потому считаются Virya (потенцией)».

   Распространённая точка зрения, что Virya (потенция) бывает двух типов: Usna Virya (согревающий эффект) и Sita Virya (охлаждающий эффект).
Usna Virya(горячая) воздействует как Dahana(горящая), Pacana(переваривающая), Swedana(потение), Vilayana(разжижаящая), и которая смягчает Vata и Kapha доши.
Sita Virya(охлаждение) производит эффект Hladana(удовлетворённости), Stambhana (сдерживайщий),  Jeevana (поддерживающий жизнь), очищает Rakta (кровь) и Pitta.

Gunas (качества) 10 пар противоположностей (20 штук):
Guru-Laghu (тяжёлый-лёгкий);
Manda-Tiksna (медленный-быстрый);
Sita-Usna (холодный-горячий);
Snigdha-Ruksa (масляный-сухой);
Slaksna-Khara (мелкий-крупный);
Sandra-Drava (твёрдый-жидкий);
Mrdu-Kathina (мягкий-грубый);
Sthira-Cala (статичный-подвижный);
Suksma-Sthula (утончённый-большой);
Visada-Picchila (ясный-мутный);
Перечисленные свойства образуют важнейшие качества растения. Чтобы применять эти качества на практике, нужно подробнее разобраться с каждым из них.

   В аюрведических словарях первоисточниках не всегда приводится информация о воздействии трав на доши, при этом подробно перечисляются свойства, вкусы, особый эффект растения. Зная какие качества к какому первоэлементу относятся, можно делать вывод о воздействии на дошу.

Предлагаю вам объяснения нескольких свойств на основании работ И. Ветрова и А. Головинова. Для этого нам потребуется прикоснуться к философии САНКХЬЯ, на основе которой и построены принципы Аюрведы. 
"Первопричиной всего является контакт Природы (санскр Пракрити) (материи и энергии одновременно) и Пуруши (чистого изначального сознания). Их взаимодействие выводит из равновесия три силы, которыми проявляет себя Пракрити: Саттва, Раджас, Тамас. Саттва – ясность, свет, понимание и покой. Раджас – энергия, активность и борьба. Тамас – инерция, пассивность, неподвижность. Пример: зерно, скрывающее в себе растение есть Саттва. Попадая в землю, зерно соединяется с Тамасом. Силы роста, развития, движения – Раджас. 

Качество GURU – тяжести.
В сгущённом молоке, простокваше, твороге, финиках, картофеле преобладает это качество. Понятие «Загрузить» – тоже относится к качеству тяжести. Это качество обеспечивает прирост тканей. Сознание при нём становится земным, человек адекватно воспринимает мир. Guru обеспечивает удовлетворённость, которое может гипертрофироваться в самодовольство. Тяжесть создаёт расслабленность в теле, даёт силы, обеспечивает «цветение» в теле, упитанность. Это качество создаёт способность накапливать нечистоты в теле, замедляет усвоение и пищеварительный огонь на физическом и психологическом уровне. Тяжесть относится к качествам земли и воды, которые составляют самый тяжелый вкус – сладкий. В состоянии сознания Саттвы, качество Guru даёт основательность, стабильность, устойчивость здоровья. Качество тяжести Раджастичного сознания даёт стремление к различным целям (часто бесполезным). В состоянии Тамаса тяжесть проявляет себя как сонливость, апатия, туповатость, тусклый взгляд. Для человека с капха (земля и вода) конституцией нужно стимулировать качество лёгкости в еде и образе жизни. 
(Аюрведическая диагностика начинается с определения состояния сознания.)

Качество Laghu – лёгкости.
Противоположность тяжести. Создаёт в теле лёгкость, уменьшает нечистоты, делает человека легче и благополучнее. Для усиления здоровья пища должна иметь свойство лёгкости. Laghu помогает заживлению язв, даёт вдохновение, интерес к работе, к хобби, к жизни. Laghu проявляет себя в лёгких отношениях, лёгких тканях, лёгкой и светлой музыке, лёгкой окружающей атмосфере. Laghu происходит от огня, воздуха и эфира. Движения этих элементов лёгкие и направлены вверх, а сила тяжести направлена вниз. Для направления активных компонентов растения в верхнюю часть тела, нужно использовать проводник с качеством Laghu, например, пахту, пиппали, маш, готу кола. Лёгкость склонна к Саттве и проявляется в лёгком и свежем восприятии мира. Человек, просыпающийся с трудом, наполнен тяжестью. Если встал до восхода солнца, легко поднялся, наполнен свежестью, радостью – то это проявление лагху. Такими свойствами обладают люди с вата и вата-питтой конституцией; они всё делают легко, интенсивно и при минимуме затрат. Чрезмерная лёгкость (в результате сильного потрясения или стреса) даёт полный отрыв от реальности и ведёт к абсурдным действиям (Речь здесь идёт о медицинском состоянии чрезмерной лёгкости в результате сильного потрясения или отравления, когда человек "выпадает из мира" в прямом смысле слова: не видит машин при переходе через дорогу, теряется в пространстве) . В этом случае человека нужно заземлить при помощи противоположного качества. В Раджастичном сознании лагху проявляется настороженностью, подозрительностью, склонностью всё контролировать; окружающий мир приносит ему страдания и беспокойства. В Тамасе качество лёгкости проявляет себя в форме беспочвенности, когда человек не чувствует опоры и защиты. Если такому человеку дать в парнёры человека с преобладанием тяжести, то они уравновесят друг друга."
Когда начинаешь усваивать основной принцип, всё укладывается «по полочкам» на основе собственного опыта и приходит ясность. Не нужно заучивать классификации и определения, нужно уловить основу: подобное усиливает подобное, а противоположности уменьшают друг-друга. Находя в себе те или иные качества, можно подбирать вещества из окружающего мира для изменения свойств своего тела или сознания в нужном вам направлении.
   
   Этот материал является ключом для построения СВОЕГО образа жизни и системы питания, проведения процедур, использования трав. 

   Иллюзия того, что кто-то придёт и вылечит тебя или появится волшебная  всё-исцеляющая таблетка, постепенно проходит у людей. Природа дала нам всё для поддержания здоровья, в том числе - разум, чтобы пользоваться дарами природы. Древние аюрведические технологии поддержания здоровья природными средствами проверены тысячелетиями и доступны нам сегодня.